1. Ответьте на вопрос: высокий сезон для вас действительно высокий или он номинально высокий. Если сейчас пик, а продаж нет, значит вы что-то делаете не так. А если у вас пик и продаж очень много, то вопрос следующий: вы знали заранее об этом сезоне? Нельзя подготовиться к высокому сезону во время высокого сезона. Нужно делать это минимум за полгода.
2. Автоматизируйте процессы. В высокий сезон нагрузка на сотрудников возрастает. Как следствие, увеличивается количество ошибок. Чтобы их минимизировать, автоматизируйте рутинные процессы. Например, подключите чат-бота, чтобы разгрузить сотрудников колл-центра, или настройте автообновление информации на сайте.
3. Наймите дополнительный персонал. Если 80% завязано на человеческом факторе, вам потребуются люди. Причем к высокому сезону они должны быть уже обучены и погружены в бизнес-процессы, а значит нанять их нужно минимум за полгода. При необходимости усильте отдел продаж и наймите стажеров, которые смогут выполнять всю рутинную работу. Это позволит более продуктивно отработать высокий сезон.
4. Проработайте УТП. В высокий сезон все решает уникальное торговое предложение, особенно если цены и условия сотрудничества одинаковые. Однако не стоит делать упор на скидки, поскольку в этот период спрос и так достаточно высокий. Лучше предложите качественный сервис, выгодную доставку, гарантии и пр.
5. Заранее договоритесь о сотрудничестве с поставщиками. Например, сколько единиц товаров вы планируете выкупать в сезон, чтобы ваши партнеры также смогли подготовиться заранее. Это позволит быстро и легко масштабироваться в случае большого количества продаж.
6. Продумайте заранее доставку и оплату. В сезон многие транспортные компании перегружены, поэтому, если работаете в сфере B2C, лучше выберите несколько перевозчиков, чтобы не увеличивать время доставки. Кроме того, заранее узнайте, какие ресурсы они задействуют в период высокого спроса, и обсудите условия сотрудничества.
И не забудьте подключить онлайн-оплату, если ее не было. Для этого добавьте на сайт модуль онлайн-платежей, например, Paykeeper или Яндекс.Касса.
7. Проверьте продающие качества сайта. Заранее проанализируйте ресурс. Убедитесь, что все удобно, интерфейс интуитивно понятный, формы грамотно настроены, ничего не отвлекает от покупки. Проверьте, как сайт выглядит со смартфонов: если есть ошибки, исправьте их, если мобильной версии в принципе нет, обязательно сделайте. И не забывайте регулярно наполнять ресурс полезным контентом и актуализировать информацию.
8. Подключите дополнительные рекламные каналы. В разгар сезона используйте разные digital-инструменты: контекстную, таргетированную, медийную, видеорекламу. Проводите глубокую аналитику, продвигайтесь в маркетплейсах, оценивайте эффективность кампаний и при необходимости оперативно корректируйте стратегию.
Создавайте бизнес-профили в соцсетях, общайтесь с пользователями и вовлекайте их во взаимодействие с брендом. Так вы сможете не только привлечь внимание к продуктам и услугам компании, но и будете стимулировать продажи.
9. Заранее пропишите возможные варианты развития событий и то, как вы будете действовать в этих ситуациях. Например, план А, как масштабироваться, если в высокий сезон вы вырастете в 5 раз; и план Б, если вырастете в 10 раз.
Если низкий сезон — это вопрос продаж, то высокий — всегда вопрос производства, обслуживания, внутреннего устройства, корпоративной культуры, готовности документов, технологических цепочек и пр. Ранняя подготовка к высокому сезону поможет грамотно распределить ресурсы персонала, привлечь заинтересованную аудиторию и увеличить продажи.