Дата публикации: 8 февраля 2023

Время чтения: 4 минуты

Как реагировать на кризисную ситуацию в моменте

Как перевести кризисную ситуацию в разряд управляемой, чтобы не породить панику? Почему в этот момент важно работать как с внешним, так и с внутренним инфополем? И как провести экспресс-анализ финансовой устойчивости компании? Читайте в статье.
В рамках спецпроекта «Горячая линия» нам поступил такой вопрос от читателя: «Как руководителю в моменте реагировать на кризисную ситуацию, когда она только случилась? Как справиться с эмоциями и тем, что всем нужно решение, а его ещё нет? Как вести себя с клиентами, сотрудниками и партнёрами? Нужно сразу выходить с ними на связь или лучше не спешить, всё обдумать и только после принимать решения?»
На вопрос ответила Екатерина Здесенкова, исполнительный директор iConText Group.

Спасибо вам за вопрос, он на самом деле очень актуален. Часто от нас, руководителей, ждут решений, ответов на вопросы и плана действий. Но как всё это выдавать в «эфир», если порой нам самим в моменте совершенно неясно, как действовать?

К сожалению, начиная с 2020 года, нам всем приходится работать в режиме «повышенной готовности» к рискам, неожиданным ситуациям и тем факторам, с которыми никто из нас не работал ранее.

Но если это происходит с завидным постоянством, значит ситуация становится систематической. А раз так, самое эффективное, на мой взгляд, — составить алгоритм действий и в кризисных моментах стараться следовать ему по пунктам.

Работа с внешним и внутренним инфополем

Первое, что нужно сделать, — перевести кризисную ситуацию в разряд управляемой. Тишина пугает, а тишина в кризисной ситуации может породить панику и ненужное вам толкование произошедших событий. Чтобы этого избежать, нужно работать с инфополем, как внутренним, так и внешним.

  • Внутреннее инфополе. Я очень рекомендую собрать сотрудников и выступить перед ними. Если нет возможности сделать это офлайн, проведите прямой эфир. Ваша поддержка сейчас нужна людям как никогда. Очень важно сделать это максимально оперативно, буквально в день объявления новостей, чтобы показать: вы в курсе, вы реагируете и вы планируете что-то делать.

Постарайтесь избегать оценочных суждений происходящего, лучше сосредоточьтесь на поддержке, на тех действиях, которые вы будете предпринимать. Не лукавьте, не изображайте героя — вы не чёрный плащ или супермен, вы такой же человек, как и все вокруг. Ваши искренность и откровенность будут оценены выше, чем пустые слова. Как бы вам ни было сложно, помните: вы руководитель, и ваша основная цель — сохранить рабочую обстановку в компании. На этом и стоит делать акцент.

  • Внешнее инфополе. В первую очередь, это ваши клиенты и партнёры. Здесь задача не менее важная, чем в работе с внутренним инфополем. Необходимо как можно скорее показать клиентам, какие ответные меры в моменте вы предпринимаете, какой план действий, какие риски вы видите и какие рекомендации можете им дать.

Для этого важно провести ряд внутренних встреч, сформировать план действий или ответ на ситуацию для каждого клиента или партнёра и запланировать встречи с ними. При этом выйти на связь нужно как можно быстрее — для начала будет достаточно даже простого сообщения «Мы в курсе ситуации, мы уже разрабатываем ответный план действий и реагирования. Нам нужно Х дней/часов на подготовку, и после мы будем готовы его обсудить. Как лучше сделать и в каком составе вы готовы это обсудить?».

Таким образом, вы даёте понять клиенту или партнёру, что вам не всё равно, что он действительно для вас важен и, самое главное, вы понимаете, что делать.

Экспресс-анализ финансовой устойчивости компании

Одновременно с работой с инфополем необходимо провести экспресс-анализ финансовой устойчивости вашей компании. Для этого попросите финансистов подготовить следующие данные:

  • Cash Flow — «Отчёт о движении денежных средств»;
  • информация о накопленной чистой прибыли;
  • отчёт о дебиторской задолженности;
  • график обязательных платежей на квартал;
  • отчёт об оперативной выручке после часа X;
  • прогнозный P&L «Отчёт о прибылях и убытках», основанный на данных по оперативной выручке и текущих расходах.

Проведя анализ этих данных, вы сможете ответить на следующие вопросы:

  • Что у нас с остатками на счетах?
  • Кто из наших должников попадает в группу риска?
  • Можем ли мы выполнить свои финансовые обязательства перед поставщиками?
  • Хватит ли нам средств на выполнение обязательств и на какое время?
  • Если выручка будет на данном уровне, мы будем прибыльны или убыточны?
  • Какие расходы мы можем «заморозить»?
  • Какие есть риски?

Главное — помните, что вам нужно отменить все предыдущие планы и начать планировать оперативно с учётом новых фактических данных. Оптимально иметь отчёт по оперативной выручке — раз в неделю. И строить прогнозный P&L на месяц.
Спустя 3-6 месяцев уже можно переходить к фазе нового стратегического планирования. Об этом можно почитать в моем материале «Как планировать стратегию развития компании в эпоху неопределенности».
Ну и, конечно, в любой, даже самой сложной ситуации помните о том, что ничто в этом мире не вечно, и это тоже пройдёт. Вы не один в этой неизвестности. С вами ваша команда, и вместе вы точно справитесь.

Если у вас остались вопросы, вы хотите поделиться обратной связью или обсудить возможность персональной консультации с Екатериной Здесенковой, напишите на почту blog@icontextgroup.ru.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Переходите на страницу спецпроекта и заполняйте форму заявки
Хотите задать вопрос экспертам iConText Group?
Читайте также
Что такое партизанский маркетинг и чем отличается от традиционной рекламы.
Как грамотно выбранная стратегия помогает увеличить продажи.
Эксперты поделились советами и привели яркие примеры.
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.