Дата публикации: 16 февраля 2023

Время чтения: 2 минуты

Три критерия «хорошего» решения в бизнесе

Бизнес часто находится в условиях сложного выбора. Как проверить решение на «правильность» и на какие критерии ориентироваться? Рассказали в статье.
В рамках спецпроекта «Горячая линия» нам поступил следующий вопрос от читателя: « Я не так давно нахожусь на руководящей должности и всё время думаю о том, верное ли решение я принял, правильно ли поступил. Есть ли какие-то критерии, которые помогают понять: это решение хорошее или нет?»
На вопрос ответила Екатерина Здесенкова, исполнительный директор iConText Group.

Огромное спасибо за ваш вопрос. Мне кажется, что он актуален для всех управленцев, без исключения.

Принимать решения сложно, а принимать решения за кого-то — колоссальная ответственность.

И, конечно, мы хотим, чтобы это решение прошло дополнительную проверку на «верность» или «правильность». А если бы еще были конкретные критерии, то вообще прекрасно…

Если честно, я не знаю рецепта универсальной проверки бизнес-решений, но, мне кажется, не лишним проверять принимаемые решения, как минимум, по следующим трем характеристикам: целенаправленность, управляемость, безвредность.
Вроде бы всё проще простого, но как часто мы думаем о всех трёх вещах одновременно? А ещё, как часто мы, люди, поступаем рационально?

Давайте выберем решение «купить мороженое» и попробуем проверить его на три критерия. Итак, я решила купить мороженое, но прежде отвечу себе на несколько простых вопросов (или не очень простых):

  1. Целенаправленность. Какой результат я хочу получить? Какую задачу я решаю данным действием? Условно, я хочу мороженое, потому что таким образом смогу поднять себе настроение? Или я просто люблю мороженое? Или мне жарко, и я хочу охладиться?
  2. Управляемость. Насколько результат зависит от меня? Могу я влиять на него или нет? Есть ли какие-то внешние факторы, которые нужно учесть?
  3. Безвредность. Может ли одно маленькое мороженое негативно сказаться на моем будущем?
В моем примере под сомнением оказываются два критерия из трех:

  • целенаправленность — в целом не ясно, может ли покупка мороженого действительно решить мою проблему, или это сиюминутное желание;
  • безвредность — также из критериев задачи не вполне ясно, как часто и много я ем мороженое и какого оно качества. Может ли это привести меня к негативным последствиям в будущем, или я считаю риск допустимым?

Безусловно только то, что мое решение 100% управляемое: именно я решаю, купить мне в итоге мороженое или нет.

Бизнес-задачи, конечно, сложнее покупки мороженого. Возникает вопрос: стоит ли принимать решение, которое прошло проверку только по одному пункту? Ведь бизнес часто находится в условиях действительно сложного выбора, с большим фактором неопределенности. Конечно, нужно оценивать риски. Но действительно «хорошее» решение, на мой взгляд, должно соответствовать всем трем критериям.
Лучше сделать маленький, но верный шаг к цели, чем большой, но ведущий не туда.
Я надеюсь, что данная практика поможет вам принимать более взвешенные и рациональные решения. И не забывайте: дорогу осилит идущий. Удачи!

Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться обратной связью, напишите на почту blog@icontextgroup.ru.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Переходите на страницу спецпроекта и заполняйте форму заявки
Хотите задать вопрос экспертам iConText Group?
Читайте также
Что такое партизанский маркетинг и чем отличается от традиционной рекламы.
Как грамотно выбранная стратегия помогает увеличить продажи.
Эксперты поделились советами и привели яркие примеры.
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.