Дата публикации: 17 февраля 2023

Время чтения: 2 минуты

Недетские знания: как выстроить процесс обучения сотрудников

Как выстроить процесс обучения персонала, чтобы сотрудники не просто запомнили информацию, но и могли применить полученные знания в работе? Узнаете в статье.
В рамках спецпроекта «Горячая линия» нам поступил следующий вопрос от читателя: «Отличается ли обучение взрослых от обучения детей? Как грамотно выстроить процесс обучения в компании, чтобы оно действительно было полезно сотрудникам? На что делать упор?».
На вопрос ответила Назира Опарина, вице-президент по развитию центра управления бизнесом iConText Group.

Здравствуйте! Начнем с того, чем обучение взрослых отличается от обучения детей.

У детей окружающая действительность (всё, что они чувствуют, слышат; мультфильмы, книги и другие источники информации) говорит об одном: «На этом этапе жизни ваша основная обязанность — учиться, учиться и ещё раз учиться». Других задач нет. Дети с утра идут в школу, а дома делают уроки. Это заведено веками. Меняются методики преподавания, но не меняется одно: от этапа «ребёнок» до этапа «молодой человек» происходит процесс обучения.

Теперь поговорим об обучении взрослых людей.

  • Во-первых, чтобы сказать себе «Мне нужно чему-то научиться», взрослому человеку необходимо преодолеть внутренний барьер: «Зачем мне учиться? Я уже руководитель, закончил школу, институт, слушал курсы, много читаю — я всё и так знаю».
  • Во-вторых, среда, в которой находится взрослый человек, не способствует обучению. Стандартный процесс получения знаний выглядит так: ты садишься, погружаешься с головой в какую-то тему, перевариваешь информацию, делаешь упражнения для закрепления. Но взрослый человек с утра до вечера работает. На одной чаше весов у него будут объективные, осязаемые задачи, на другой — эфемерное обучение, без которого он и так комфортно себя чувствует. Не говоря уже о том, что есть семья, забота о близких, более широкий круг друзей и другие дела. Взрослому человеку не до обучений на регулярной основе.
  • В-третьих, процесс обучения детей в школе и взрослых людей в целом различается. Обучение в школе устроено так: урок, классная работа, домашняя работа; снова урок, классная работа, контрольная. При этом каждое теоретическое рассуждение учителя сопровождается практическими упражнениями, которые ученики выполняют или во время урока, или дома.

    У взрослых людей обучение в основном состоит из лекций и тренингов: послушали про мотивацию, работу в команде, попадали друг другу на вытянутые руки и разошлись. Но мозг взрослого человека устроен таким образом, что если он не применяет на практике то, чему учился, — это деньги на ветер.

Правила обучения взрослых людей

1. Практическая польза

Чтобы преодолеть первый барьер, нужно соблюдать условие: взрослый человек должен видеть фактическое применение полученного навыка. Поэтому когда мы формируем контент для обучения в компании, мы составляем блок практического подкрепления полученных знаний. Это не менее 30% от всего контента.

2. Наличие видеоматериалов и удобный доступ к обучению

Мы говорим, что детям свойственно клиповое мышление. Они зависают в телефонах, потребляют огромное количество контента в медиасфере и воспринимают мир через короткие яркие образы. Но есть плохая новость: ужас не в том, что мы взрослые, а в том, что взрослые — это мы. В основном руководители — это те самые дети, которые выросли с клиповым мышлением. Поэтому если вы разместили лекцию в облаке, где лежат другие курсы, и предполагаете, что люди туда зайдут, посмотрят и чему-то научатся, вы заблуждаетесь.

Видеоматериалы могут быть подкреплением уже проведенных лекций. Также видеоролики могут идти как отдельные материалы по различным обучениям. Но их длительность — максимум 10 минут, а лучше — 5-7 минут. Потому что дольше никто не слушает, не смотрит и не запоминает. Более того, хорошо, если информация на видео дублируется текстом на экране. Всё должно быть четко расписано, чтобы человек мог найти ответ на интересующий вопрос по ключевым словам, а не пересматривать часовую лекцию с самого начала.

3. Персонализация

Есть распространенная ошибка, которую допускают практически все, кто озадачивается вопросом обучения сотрудников. В лучшем случае они проводят аналитику персонала. В худшем — берут темы из головы: навыки переговоров, мотивация, Microsoft Excel. Затем собирают начинающих руководителей и преподают всё: сперва переговоры, потом Excel и др.

В чём ужас такого подхода: для продажников искусство переговоров — одно, для сотрудников клиентского сервиса — другое, а для персонала департамента HR — третье. Так же с Excel и другими обучениями.

Практически нет людей, которые умеют из абстрактных знаний извлекать прилагаемую пользу. Если мне в целом рассказывают про Excel, я, конечно, внимательно послушаю. Но вопрос: смогу ли я применить эти знания на практике? Если цель — обучить людей, чтобы сотрудники лучше работали и повышали результаты, нужно для начала подойти к руководителю конкретного департамента и спросить: «В чём проседает твой отдел? Что можно улучшить?». И исходя из этого уже формировать персонализированный контент.

Резюмируем

Выделите в компании кластеры, которые приносят больше денег. Условно, продажники и клиентский сервис. И сделайте отдельно обучение по Excel, переговорам, подготовке презентаций для продажников, отдельно — для клиентского сервиса.

Важно, чтобы человек понимал: «Я учусь работать в Excel, чтобы сделать отчёты удобнее. Это позволит продавать большему количеству клиентов и зарабатывать больше денег». Только когда есть ответ на вопрос «Зачем мне это?», взрослый человек будет учиться, учиться и ещё раз учиться.

Если у вас остались вопросы, вы хотите поделиться обратной связью или обсудить возможность персональной консультации с Назирой Опариной, напишите на почту blog@icontextgroup.ru.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Переходите на страницу спецпроекта и заполняйте форму заявки
Хотите задать вопрос экспертам iConText Group?
Читайте также
В статье узнаете, с чем CPA-рынок столкнулся в уходящем году и чего ждать от 2024. Делимся интересными кейсами и рассказываем о трендах на ближайшее время.
Как SEO-специалист может упростить себе жизнь с помощью ChatGPT и какие работы пока не стоит пытаться делегировать нейросети.
Делимся результатами исследования iConText Group, icontext и Up&Wise «Искусственный интеллект: эффективный инструмент или модное явление».
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.