1. ЦелиНа основе брифа вы должны выстроить каскадную систему целей:
- Бизнес-задачи. Идеально, когда вы можете их оцифровать, например, увеличить прибыль на столько-то процентов к концу года.
- Маркетинговые задачи. Надо понимать, каким должно быть потребительское поведение, чтобы достичь бизнес-цели, т. е. получить прибыль.
- Коммуникационная задача. Важно определить, что вы хотите сказать клиентам, чтобы изменить их потребительское поведение.
2. Целевая аудитория: портрет, сегмент Один из главных моментов, которые важно понять в процессе заполнения брифа, — как бренд видит целевую аудиторию. Далее — нужно определить ее сегмент. Если раньше достаточно было разделить пользователей на мужчин, женщин, детей и людей старшего возраста, то сегодня таких сегментов миллион.
Целевая аудитория женщин делится на мамочек, замужних работающих женщин, незамужних работающих, работающих женщин с детьми, неработающих женщин без детей и т. д. Для каждой группы нужно свое ключевое сообщение и свой канал, инструмент, через который вы это сообщение будете доносить.
3. Сильные и слабые стороны продукта
У вас должно быть четкое понимание, что обязательно нужно сказать про бренд, а что — не говорить ни в коем случае. Например, некоторые компании, продукция которых производится в России, не хотят, чтобы об этом упоминали. Другие не хотят говорить об определенных ингредиентах в составе продукции (в основном это касается продуктов питания). Можно сколько угодно рассказывать, что Е203 «Калифорнийский закат» — это безобидный пищевой краситель, но любая аудитория будет воспринимать его как химию, поэтому бизнес об этом и не говорит.
4. Кто конкуренты и как они коммуницируют с пользователями Для чего эта информация? Во-первых, чтобы отстроиться от конкурентов. Сейчас все компании из одного ценового сегмента плюс-минус одинаковые. И выделиться на их фоне можно только за счет направленного обращения к клиентам, добавления в рекламное сообщение эмоций, заботы и т. д.
Взять, например, средства для мытья посуды. Есть обычное средство, которое просто моет посуду. А есть средство, которое хорошо смывается и безопасно для всей семьи. Скорее всего, они совершенно одинаковые. Но второе средство с большей вероятностью купят, потому что люди чувствуют: о них позаботились.
Другой пример — премиальные корма для собак и кошек. Мишленовские рестораны нервно курят в сторонке: нежная индейка в желе из брусники… В этот момент вы понимаете, что не просто купили еду для кота, вы настоящая заботливая мать для своего питомца :) Вот о какой эмоциональной нагрузке рекламы идет речь.
5. Барьеры пользователей Что мы представляем, когда говорим о рекламе внедорожника? В пустыне на закате едет внедорожник, пыль стоит столбом, кругом львы, а в машине сидит мужчина, одетый во все черное…Теперь скажите, будет ли такую машину покупать семейная пара? Наверное, нет, потому что главное сообщение бренда в данном случае: наш внедорожник — машина для настоящих мужчин.
Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию с точки зрения производителя: бренд уже продал внедорожники всем настоящим мужчинам, теперь он хочет расширить аудиторию и продавать автомобили в том числе семейным парам. Какой тогда нужно снять ролик?
Например, бренд снимет, как супергерои собираются утром в путешествие: родители загрузили двоих детей в машину, едут, но на дороге неожиданно возникают сложные ситуации. Здесь бренд акцентирует внимание на полной безопасности: на комплектации машины (ремнях безопасности, подушках и пр.), на том, что каждый родитель, живущий в городе, — самый настоящий супергерой, который преодолевает кучу препятствий. В результате люди, у которых маленькие дети, действительно понимают: в багажник влезет два кресла, коляска, мои дети будут в безопасности. Хотя раньше у них был барьер: такой внедорожник не подходит для города, он не для меня.
В результате преодоления этого барьера возникает инсайт: я могу купить машину, потому что моя жизнь — это приключение и преодоление. То есть поведение человека и его выбор («нет большим машинам») корректируются исходя из того, как бренд меняет коммуникационное сообщение. Раньше он обращался к одной целевой аудитории, теперь — к другой.