Мой первый более-менее полноценный бизнес был еще в 2003-м году. Это была продажа телефонов б/у из Финляндии. Тогда у меня не было компьютера, и учет велся в тетрадке. На тот момент были следующие графы:
- дата покупки;
- цена покупки;
- дата продажи;
- цена продажи;
- прибыль.
Думал ли я тогда про автоматизацию? Точно нет, потому что весь мой бизнес помещался в тетрадке. Чуть позже появились магазины, куда я стал отдавать телефоны на реализацию. Каналов продаж стало больше, и в тетрадке появились дополнительные графы:
- название магазина;
- дата, когда я отдал телефоны на реализацию;
- дата, когда забрал деньги после продажи.
Оглядываясь назад, я могу точно сказать, что следовало автоматизировать, когда я работал один в 2003-м. Однозначно, учет всех телефонов, прямых клиентов (можно было через какое-то время предлагать им более современные модели телефонов), расчет прибыли и выручки за месяц. А еще сделал бы акты приема-передачи в печатном виде, чтобы не заполнять их вручную, когда сдавал телефоны в магазины.
Как это можно было автоматизировать? Конечно, самый простой способ — программа всех времён и народов Excel. Однако она не дает возможности закрыть в том числе учет коммуникаций с клиентами, обязательств, контроль оплат, производства и много других моментов, характерных для конкретного бизнеса.
Сегодня есть множество сервисов, которые позволяют это сделать. Расскажу о тех, которые можно использовать для управления проектами и взаимодействия с клиентами.