Кроме того, маркетплейсы регулярно разрабатывают и внедряют новые инструменты, которые открывают возможности для развития бизнеса. Какие тренды можно выделить:
1. Активное развитие маркетплейсов
Маркетплейсы занимают важное место в экономике многих стран. В течение последних двух лет эти площадки значительно нарастили GMV (Gross Merchandise Value) — общий объем оборота товаров. В дальнейшем эта цифра только увеличится.
Например, на Ozon оборот от продаж (GMV), включая услуги в Q2 2023 года, вырос до 373 млрд рублей (+118% год к году) за счет быстрого увеличения объема заказов и базы лояльных клиентов. Товарооборот (GMV) Яндекс Маркета ecom-сегмента также ускорил рост по сравнению с предыдущим кварталом и за Q2 2023 вырос на 89% в годовом выражении, достигнув 110,5 млрд рублей.
2. Драйвер роста — смена привычек потребителей
Чтобы развиваться, маркетплейсам приходится приспосабливаться к изменению потребительских привычек. Миллениалы и представители поколения Z — основные покупатели товаров и услуг, и они активно оформляют заказы на маркетплейсах. Помимо этого, пандемия трансформировала поведение пользователей в различных возрастных группах. В связи с этим аналитики предвидели дополнительный рост сегмента e-commerce в России на сумму 1,6 трлн рублей за период с 2020 по 2022 год.
3. Маркетплейсы переходят от 1р к 3р модели
Исторически маркетплейсы развивались по модели 1p (First-party), при которой основным селлером на платформе выступал сам маркетплейс. Но в середине 2010-х годов начался постепенный переход к модели 3p (Third-party). В этом случае большая часть GMV, т. е. общего объема оборота товаров на маркетплейсе, формируется за счет сторонних продавцов на площадке. Первым тренд инициировал Amazon: еще в 2018 году доля сторонних продавцов в GMV была больше доли самого маркетплейса.
Маркетплейсы на российском рынке также стали развиваться по модели 3p. Например, в 2023 году на Ozon существенно выросли продажи селлеров — практически в 2,4 раза год к году, а их доля в обороте маркетплейса достигла 82,6% (рост на 6,5 п.п.). Доля сторонних продавцов (3P) в товарообороте (GMV) на Яндекс Маркете в Q2 2023 года составила 84%, увеличившись с 75% в Q1 2023 года.
4. Рост количества сервисов для продажи товаров на маркетплейсах
Число селлеров на маркетплейсах каждый год увеличивается. При этом не у каждого достаточно ресурсов и экспертизы, чтобы закрывать все этапы процесса продажи на платформах. В результате на рынке появляются специализированные сервисы, открывающие массу возможностей для продавцов.
Например, подключение к площадке, разработка контента, продвижение в выдаче, доставка продукции. Или, допустим, получение необходимых сведений о маркетплейсе, отслеживание местонахождения товара и его объема, анализ результатов продаж и многое другое.