Дата публикации: 22 декабря 2023

Время чтения: 8 минут

96% респондентов пока не готовы безоговорочно доверять искусственному интеллекту. Исследование icontext

Люди все активнее используют ИИ-технологии не только в работе, но и повседневной жизни. Но доверяют ли они им? Готовы ли сесть в автомобиль на основе ИИ, без водителя, или положиться на диагноз, поставленный искусственным интеллектом? И стоит ли бизнесу вкладываться в обучение специалистов для работы с данными технологиями?

Ответы на эти и другие вопросы — в статье. Делимся результатами исследования icontext «Искусственный интеллект: эффективный инструмент или модное явление».
Редакция iConText Group
Группа digital-компаний
Эксперты icontext провели исследование «Искусственный интеллект: эффективный инструмент или модное явление» и выяснили, как представители бизнеса относятся к ИИ, где и как его применяют, в чем видят преимущества, риски, проблемы и препятствия внедрения технологий.

В исследовании приняли участие 3000 респондентов: мужчины и женщины, работающие как в коммерческом, так и в государственном секторе, в разных отраслях и занимающие разные должности. Результаты исследования также прокомментировали эксперты рынка: Social Lab, РАЭК, «Работа.ру», НИУ ВШЭ, «Деловая Россия», «Мосстратегия», «СберУниверситет» и другие компании.

Представим несколько интересных данных.

Мы много говорим о том, что ИИ полезен бизнесу: он помогает автоматизировать процессы, упрощает их, повышает эффективность бизнеса. Сегодня искусственный интеллект помогает писать тексты, создавать дизайн, ставить диагнозы, составлять программы обучения и выполнять множество других задач. Но вот вопрос: доверяют ли люди ему? Готовы ли они сесть в автомобиль на основе ИИ, без водителя? Или безоговорочно положиться на диагноз, поставленный искусственным интеллектом, без консультации с врачом?

Эксперты icontext решили узнать мнение людей на эту тему. Поговорили о доверии к решениям, которые принимает искусственный интеллект, а также о том, какие сферы деятельности больше всего выигрывают от использования ИИ. Делимся результатами опроса.

Сможет ли ИИ заменить врача

70% опрошенных выражают опасения относительно использования искусственного интеллекта в медицине. Из них 13% уверены, что только врач может поставить диагноз и назначить лечение.

При этом оставшиеся 30% респондентов доверяют решениям ИИ и считают, что он может полностью или частично заменить врачей в определенных областях медицины. Из них 10% считают, что ИИ будет играть ключевую роль в диагностике и лечении.
Елена Соколова
Директор департамента по продуктам СберМедИИ
Компания СберМедИИ является разработчиком ИИ-сервисов для здравоохранения. Наши решения используются в медицинских организациях в 57 регионах. На практике мы видим, что совместно алгоритмы на базе ИИ и экспертиза врача дают максимальный эффект и повышают качество диагностики. Но передовые технологии — это лишь инструмент в руках человека.

В такой области, как здравоохранение, очень важно учитывать все возможные риски. Поэтому решения с использованием искусственного интеллекта создаются исключительно, чтобы поддержать врача, а не заменить его.


Алгоритмы на базе ИИ для лучевой диагностики призваны избавить врача от рутинных повторяющихся задач. Они автоматически определяют тип патологии и выделяют опасные участки на снимках, готовят предварительные заключения. Это значит, что у доктора появляется возможность обратиться за «вторым мнением», а также высвобождается время на анализ наиболее сложных диагностических случаев.

Сегодня искусственный интеллект позволяет быстро проанализировать большие массивы данных из электронных медицинских карт и умеет выполнять четко сформулированные узкие задачи. Однако каждый случай из врачебной практики имеет особенности, требует личного внимания и участия доктора.

Если раньше врачи при принятии решений опирались на показания простых медицинских инструментов, то в будущем задача останется той же, но человеку будут доступны данные с многочисленных «умных» устройств. Наконец, вопреки существующим убеждениям, развитие ИИ-технологий не только не заменяет врачей, но и приводит к появлению новых профессий на стыке ИТ и медицины, которые сегодня очень востребованы в medtech-компаниях.

Будут ли люди доверять авто на основе ИИ

Большинство респондентов, а это 84%, пока не доверяют транспортным средствам на основе ИИ. Из них 55% отметили, что доверие может появиться только в том случае, когда технология будет широко протестирована и признана безопасной. А 29% отдают предпочтение только машинам, управляемым человеком.

Остальные 16% готовы безоговорочно доверять автомобилям на основе ИИ.

Стали бы люди пользоваться ИИ при подготовке курсовой/диплома

Только 16% респондентов предпочитают все делать сами. Остальные 82% отметили, что готовы полностью или частично использовать нейросети для написания курсовых, дипломных работ, так как это существенно упростило бы процесс. Причем 2% из них уже это делали. А 34% из них заявили, что могли бы применять искусственный интеллект только для выполнения конкретных задач. Например, для анализа данных.

Доверяют ли люди ИИ и решениям, которые он принимает

Несмотря на все преимущества, которые предоставляют технологии искусственного интеллекта, только 4% опрошенных готовы доверять решениям, принятым ИИ. Остальные 96% респондентов пока сомневаются. Из них многие подчеркнули наличие опасений, связанных с вопросами безопасности, прозрачности и этики в использовании ИИ. А 11% вообще доверяют решениям, принятым исключительно человеком.

Какие сферы деятельности больше всего выигрывают от использования ИИ

В этом вопросе у респондентов была возможность выбрать сразу несколько вариантов ответа. В каждом варианте за 100% взяли общее количество людей, прошедших опрос.

По мнению большинства опрошенных, наибольшую выгоду от использования искусственного интеллекта получает сфера маркетинга (46%) и сфера производства (40%): ИИ способен автоматизировать рутинные процессы, оптимизировать рабочие задачи и предоставлять полезные аналитические данные для принятия решений.

Следом идут финансовая отрасль (28%) и медицина (26%). Возможно, это связано с использованием алгоритмов для анализа больших объемов данных и управления рисками. Также ИИ может играть большую роль в в диагностике, лечении и персонализированной медицине.
Артем Попов
Руководитель направления New Media агентства icontext
Влияние нейросетей в первую очередь на маркетинг, очевидно,
будет достаточно сильным.

Сейчас технология находится на начальном этапе развития, и решение задач,
связанных с контентом, визуалами и текстами, ей вполне удается. Брейншторминг
или работа в формате нейросотрудника, выполняющего задачи условного младшего ассистента, также вполне доступны ИИ.

Пока есть объективные ограничения в сложных сценариях использования: нейросеть хорошо справляется с большими объемами относительно простых задач, но многосоставные задачи иногда вызывают ступор. Но даже эти нейросети помогают значительно разгрузить работающих в маркетинге людей. Новые же, более сложные нейросети смогут решить вопросы и анализа данных, и сложносоставной предиктивной аналитики, и любые иные нестандартные задачи.

Какие проблемы при использовании ИИ в бизнесе наиболее значимые

В числе ключевых проблем, которые отметили респонденты, — безопасность коммерческих, личных данных (44%), риск увеличения безработицы (30%) и нехватка специалистов (33%). Это главный стоп-фактор для развития ИИ-технологий.

В этом вопросе респонденты также могли выбрать несколько вариантов ответа.
Рустам Бродников
Арт-директор iConText Group
В этом блоке мы видим, как респонденты оценивают проблемы применения искусственного интеллекта в бизнесе: от безопасности данных до нехватки специалистов.

Однако важно отметить, что в вопросе не учтена одна проблема, связанная с текущим состоянием языковых моделей. Сегодня нейросети, несмотря на все преимущества, еще довольно часто ошибаются. Эти ошибки, или «галлюцинации», как их иногда называют, ставят под вопрос возможность загрузки большого объема данных.

Проверка материала может потребовать значительных дополнительных ресурсов. Особенно это касается обработки цифр и статистических материалов, проверка которых может привести к двойной работе. Помимо этого, есть еще одна проблема — ограничение базовой версии ChatGPT-4 в 8000 токенов. Это также сужает возможности в анализе и обработке информации.

В целом ИИ может упростить жизнь во многих аспектах, но пока мы не можем слепо полагаться на него, особенно, когда речь заходит о больших данных или точных цифрах. Уверен, в будущем это изменится. А пока это важный момент, который стоит учитывать.
Елена Артемьева
Директор по аналитике, исследованиям и Data science сервиса «Работа.ру»
Нейросети значительно упрощают и ускоряют многие процессы, при этом специалисты по ИИ все чаще отмечают, что такие высокотехнологичные продукты нуждаются в ограничениях и контроле.

Также с уверенностью можно говорить о том, что развитие нейросетей со временем изменит перечень актуальных профессий на рынке труда. Это подтверждают и наши исследования. Половина опрошенных компаний (49%) отмечает, что внедрение нейросетей будет способствовать появлению новых специальностей для управления ИИ, а 47% работодателей считают, что с распространением нейросетей некоторые профессии со временем исчезнут.

Нужно ли вкладываться в обучение специалистов
для работы с искусственным интеллектом

81% опрошенных в целом считают важным вкладываться в обучение для работы
с искусственным интеллектом. По их мнению, ИИ — неотъемлемая часть будущего, а значит компетенции в этой области будут требоваться на рынке труда. Наравне с этим, 19% вообще не видят в этом смысла. Стоит также отметить, что ни один респондент не указал на активные инвестиции их компании в обучение для работы с ИИ.
Екатерина Здесенкова
CEO, управляющий акционер iConText Group
Предприниматели не спешат вкладывать деньги в обучение специалистов по работе с ИИ, потому что в их представлении такое решение требует серьезной перестройки бизнес-процессов. Кроме того, прежде, чем инвестировать в ИИ, топ-менеджмент хочет четко понимать, на каких конкретно этапах и какие именно технологии будут полезны бизнесу.

Чтобы получить это знание, нужно провести исследовательскую работу: или привлечь внешних консультантов, или создать внутри компании мини-лабораторию, которая бы исследовала ИИ и его потенциал для бизнеса. Такая подготовительная работа, в свою очередь, тоже требует инвестиций, причем речь об инвестициях с неясным результатом — вполне вероятно на финальном этапе выяснится, что ИИ вам просто не нужен.

Получается замкнутый круг: чтобы внедрять ИИ, нужно вкладывать деньги
и исследовать, а инвестировать без внятного представления результата бизнесу кажется нецелесообразным. В результате мы все чаще наблюдаем, как инициатива
по использованию ИИ идет от сотрудников, потому что для них это способ упростить себе работу, а вот на уровне руководства процесс никак не контролируется.

Полагаю, что топ-менеджменту следует замечать таких ИИ-энтузиастов, поощрять
их и просить масштабировать работу с ИИ на всю компанию. Прогресс нельзя
остановить, но его можно возглавить.

В целом результаты исследования подчеркивают, что с каждым месяцем популярность ИИ только растет. Он становится ключевым элементом как повседневной жизни, так и деловой среды, помогая нам в решении многих задач и экономя время. Наравне с этим, есть некоторые опасения относительно использования ИИ: все-таки пока еще люди больше доверяют людям, а не машинам.

Как ситуация изменится в будущем, покажет только время. А пока главное не только внедрять технологии на базе ИИ, но и уделять внимание разработкам в области этических норм и безопасности. Это позволит использовать преимущества искусственного интеллекта, минимизируя потенциальные риски.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Читайте также
Что такое партизанский маркетинг и чем отличается от традиционной рекламы.
Как грамотно выбранная стратегия помогает увеличить продажи.
Эксперты поделились советами и привели яркие примеры.
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.