Дата публикации: 20 сентября 2023

Время чтения: 7 минут

SEO для бизнеса: что это, как работает и какие результаты приносит

SEO-продвижение — это инструмент привлечения аудитории на сайт и развития бизнеса в интернете. В статье рассмотрим разные типы поисковой оптимизации, расскажем, как работает SEO, какие работы оно включает и какие результаты может принести.
Алексей Романенков
Директор по развитию бизнеса Rookee

Что такое SEO

SEO (от англ. Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — инструмент маркетинга для повышения позиций сайта в органической, то есть нерекламной выдаче поисковиков.

SEO улучшает характеристики продвигаемого сайта по требованиям поисковых систем. Основная цель — вывести ресурс на первую страницу Яндекса или Google и увеличить его видимость.

Стоит отметить, что SEO подстраивается под потребности и возможности бизнеса. Если бюджет ограничен, вы можете ежемесячно закрывать только часть задач по поисковому продвижению. Уже это улучшит позиции ресурса в выдаче.

Для чего нужно SEO и какие результаты приносит

Повышение объема продаж не является прямым результатом оптимизации, потому что на этот параметр влияют также качество продукта, сервиса, удобство ресурса для пользователей и др.

Цель поисковой оптимизации — сделать сайт привлекательным для поисковых роботов и удобным для пользователей. Поисковая оптимизация как маркетинговый инструмент влияет на следующие показатели:

1. Увеличение видимости сайта в поиске

Улучшение позиций в Яндексе и Google — главная цель и основной результат SEO. Как следствие, повышается видимость сайта в результатах поиска.

При этом невозможно гарантировать попадание на первую строчку выдачи, потому что алгоритмы поисковиков регулярно изменяются, а конкуренты также работают над продвижением.

2. Стабильный приток аудитории

Попадание ресурса на первую страницу выдачи также приводит к росту органического трафика — количества пользователей, переходящих на сайт из поиска.

Даже если вы приостановите работы по SEO, позиции ресурса на верхних строчках будут сохраняться на протяжении нескольких месяцев. Однако наиболее эффективное продвижение без пауз: вы будете получать стабильный приток целевой аудитории на сайт.

3. Увеличение конверсии

Трафик из поисковой выдачи считается качественным, потому что у аудитории уже сформирована потребность в конкретных продуктах.

Пользователи вбивают запрос в поиске, сравнивают разные варианты и принимают решение. Они готовы в скором времени купить товар, заказать услугу или оформить подписку. Поэтому переходы на сайт из поисковиков с большой вероятностью конвертируются в продажи.

4. Повышение доверия, лояльности клиентов

Люди воспринимают высокую позицию сайта в выдаче как рекомендацию поисковика и других пользователей и больше доверяют бизнесу-владельцу ресурса.

5. Улучшение пользовательского опыта

При ранжировании сайтов в выдаче также учитывается скорость загрузки страниц, адаптивность под мобильные устройства, безопасность и другие факторы. Оптимизируя ресурс под требования поисковиков, вы не только повышаете трафик, но и улучшаете пользовательский опыт. Люди дольше остаются на сайте, если он удобный.

Что важно: SEO — это канал долгосрочного продвижения. Первые результаты обычно появляются после трех месяцев работ, а устойчивая динамика достигается примерно через полгода.

Однако существуют проекты, для которых продвижение в поиске будет нецелесообразно дорогим, при этом заметный результат не принесет. Например, для компаний, предлагающих инновационные продукты, которые пользователи не ищут в интернете. Добросовестный SEO-специалист скажет об этом на этапе анализа ресурса, ниши и подскажет более выгодные маркетинговые инструменты.

Типы поисковой оптимизации

Существуют различные подходы к поисковому продвижению: белое, черное и серое SEO. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Черное SEO

Черное SEO запрещено в Яндексе и Google. Оно позволяет быстро вывести сайт в топ выдачи без долгосрочной стратегии. Однако есть и риски: снижение позиций ресурса или даже его полное исключение из индекса.

К методам такого продвижения относятся спам-ссылки, стаффинг (переполнение ключевыми словами), скрытый текст, спам-комментарии, клонированный контент и другие техники для обмана поисковых систем.

Серая оптимизация

Включает методы полулегального характера. Они могут не нарушать принципы поисковых систем напрямую, но используют лазейки в системе. Например, накрутка поведенческих факторов, создание дорвеев, умышленная каннибализация выдачи и др.

Некоторые специалисты используют серое SEO, надеясь на быстрый эффект. Однако, несмотря на то, что риски получения штрафа ниже, чем при черном SEO, они все равно существуют. Поисковики постоянно улучшают систему контроля за легальностью продвижения. Поэтому лучше избегать методов черной и серой оптимизации.

Белое SEO

Предполагает использование только разрешенных поисковыми системами инструментов. Например, написание качественного контента, улучшение структуры сайта, техническая оптимизация.

В отличие от черного или серого SEO, в этом случае риски получения штрафа от поисковых систем минимальны. Однако может потребоваться больше времени на достижение результата: белые инструменты нацелены на долгосрочное и устойчивое присутствие ресурса в топе.

Какие работы входят в SEO

Для каждого проекта подбирается конкретная стратегия продвижения и инструменты SEO. Поэтому на старте важно проанализировать специфику бизнеса, ниши и обозначить цели оптимизации. Затем SEO-специалисты делают аудит сайта: оценивают его характеристики, выявляют недоработки и определяют приоритетность задач при продвижении.

Техническая оптимизация

Техническое состояние сайта — один из критериев оценки поисковиками. Перед продвижением важно подготовить ресурс к увеличению трафика: при переходе на сайт посетители не должны столкнуться с медленной скоростью загрузки страниц и множеством ошибок.

Техническая оптимизация включает следующие работы:

  • устранение битых ссылок;
  • настройка страницы «Ошибка 404» так, чтобы на ней размещалась ссылка на главную страницу сайта;
  • удаление или перенастройка дублей ресурса и страниц;
  • обновление карты сайта;
  • увеличение скорости загрузки, например, за счет уменьшения количества flash-элементов или сжатия изображений;
  • адаптация под мобильные устройства.

Настройка панелей для вебмастеров

Панели для вебмастеров — это сервисы для получения SEO-статистики сайта от поисковиков. Зарегистрируйте ресурс в Яндекс Вебмастере и Google Search Console. Привяжите регион, укажите адрес карты сайта, добавьте продвигаемые страницы в мониторинг изменений. Эти действия облегчат оценку динамики продвижения: вы сможете легко отслеживать, сколько кликов и показов приносят конкретные поисковые запросы.

Установите Яндекс Метрику и Google Analytics, чтобы видеть, как часто посетители находят ваш сайт через поисковики, а также сколько времени проводят на страницах.

Подбор семантики

Подбор семантического ядра (семантики) — составление списка поисковых запросов, которые отражают тематику вашего сайта и по которым пользователи ищут в интернете продукты, похожие на ваш.

Собрать семантическое ядро можно с помощью Яндекс Вордстата, Планировщика ключевых слов от Google или других специализированных сервисов. Например, Key Collector. Чтобы продвижение было эффективнее, SEO-специалисты помогут выбрать из подобранных запросов только целевые и коммерческие.
Рекомендуем собирать семантическое ядро перед созданием ресурса. Это поможет продумать его структуру и навигацию.

Контентная оптимизация

Чтобы ресурс отвечал требованиям поисковиков и был полезным для пользователей, необходимо размещать на нем информативные тексты с четкой структурой. Также важно регулярно следить за актуальностью контента и время от времени обновлять его.

При написании текстов используйте ключевые слова и фразы, выбранные при сборе семантики. Тогда поисковые роботы корректно определят страницы, релевантные запросам пользователей.

Ссылочное продвижение

Чтобы вывести сайт в топ, необходимо нарастить ссылочную массу, т. е. увеличить количество, качество внешних ссылок. Для поисковиков ссылка — это рекомендация ресурса как полезного от другой площадки.

Вот несколько способов увеличения ссылочной массы:

  • покупка или аренда ссылок, при которых важно тщательно выбирать сайты-доноры с высоким показателем доверия поисковиков;
  • усиление ссылок — публикация арендных ссылок, ведущих на уже существующие;
  • настройка PBN-сети — создание сети дополнительных ресурсов или многоуровневой пирамиды ссылок.

Чтобы не попасть под санкции поисковиков, наращивайте ссылочную массу естественными способами. Например, используйте разнообразные ссылки, увеличивайте объем ссылок не более, чем на 20% в месяц, размещайте ссылки только на незаспамленных площадках.

Оптимизация сниппетов

Чтобы пользователи не только увидели сайт в поиске, но и открыли его, необходимо оптимизировать сниппеты. Сниппет — это предпросмотр страницы, отображающийся в поиске. Он дает пользователю понять, какой контент опубликован, насколько он отвечает его запросу.
Сниппеты формируются автоматически из метатегов на соответствующей странице ресурса. Для их улучшения следите за информативностью, релевантностью тегов Title, Description, размещением ключевых слов.

Оптимизацию сниппетов проводят с помощью микроразметки: добавляют ссылки на близкие по смыслу страницы, выводят рейтинг продукта или условия доставки.

Коммерческие факторы

Если ресурс работает для получения прибыли, большую роль в оптимизации будут играть коммерческие факторы. Например, наличие контактной информации, качественные фотографии, описания товаров, доступные способы доставки, оплаты и пр.

Рекомендуем учитывать все эти факторы при оптимизации. Это позволит привлекать целевой трафик на сайт и увеличивать его конверсию в реальные продажи или другие коммерческие действия.

От чего зависит стоимость продвижения

Цена продвижения для каждого проекта оценивается индивидуально. На нее влияют:

  • текущее состояние ресурса, его характеристики;
  • специфика бизнеса, уровень конкуренции;
  • география целевой аудитории.

Также стоимость продвижения зависит от объема выполненных работ, производственных затрат. Например, затрат на копирайтинг, автоматизированные сервисы, веб-поддержку, зарплаты SEO-специалиста, веб-аналитика, а также других смежных экспертов.

Кроме того, поисковую оптимизацию можно проводить разными способами: своими силами, нанять штатного специалиста, заказать услугу в агентстве или использовать сервисы с необходимым функционалом. От этого также зависит конечная стоимость работ.

Как отслеживать результаты SEO

Результаты оптимизации отслеживаются с учетом целей, поставленных на старте продвижения.

  • Если цель — увеличение посещаемости, вы можете легко оценить динамику с помощью Яндекс Метрики или Google Analytics. Выберите условный период (квартал, полугодие), сравните объем органического трафика до и после начала оптимизации.

  • Если цель — прирост позиций в выдаче, повышение видимости ресурса, вы можете легко контролировать изменения с помощью SEO-сервисов для мониторинга позиций. Например, Rookee, «Топвизор», Be1.ru и другие.

В целом, критерий успешности SEO-стратегии прост: если позиции в выдаче улучшаются, а трафик растет, значит, вы на верном пути.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Читайте также
Что такое партизанский маркетинг и чем отличается от традиционной рекламы.
Как грамотно выбранная стратегия помогает увеличить продажи.
Эксперты поделились советами и привели яркие примеры.
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.