Исследование, проведенное профессором университета Теннесси Мэтью Питтманом и Эриком Хейли, показало, что пользователи социальных сетей испытывают трудности в восприятии рекламы, когда их мозг перегружен информацией из ленты новостей. Это может приводить к ненужным покупкам, особенно если рекламные посты набирают много лайков.
Исследование включало три эксперимента, в которых участникам (американцам в возрасте от 18 до 65 лет) предлагалось просмотреть рекламу после выполнения определенных задач.
Участники каждого эксперименты были разделены на три группы:
- группа 1 (контрольная) просто смотрела рекламу;
- группа 2 должна была запомнить 9-значное число, а потом посмотреть рекламу;
- группа 3 в течение 30 секунд листала ленту в Instagram* и только после этого смотрела рекламу.
В рамках первого исследования участникам показывали рекламу услуги по приготовлению еды, во втором — рекламу мороженого, в третьем — кофейных зерен. Каждая группа видела одинаковые рекламные креативы, различалось лишь число лайков под объявлениями. Посмотрев рекламу, каждый участник должен был оценить два момента:
- насколько он готов купить товар в процессе просмотра рекламы;
- как быстро он смог обработать и обдумать полученную информацию.
Оказалось, что респонденты из 3 группы, которые перед просмотром рекламы предварительно листали ленту в Instagram*, чаще были склонны купить товар, если под постом было много лайков. Они также затрачивали больше умственных усилий на оценку рекламы и предоставляли общие, односложные ответы о причинах покупки.
При этом участники из 1 и 2 группы давали более расширенные и рациональные ответы: «Я представлял вкус этого мороженого...» или «Мне просто понравилась реклама».
Такое состояние умственного истощения ученые назвали эффектом когнитивной перезагрузки. Он связан с постоянным потоком информации в социальных сетях, который может утомлять и рассеивать внимание. Из-за этого люди могут соглашаться на покупки без должного обдумывания. Однако исключением являются товары, в которых мы хорошо разбираемся. В таких случаях мы можем быстро оценить выгодность покупки даже при наличии когнитивной перегрузки. Это доказало исследование с рекламой кофейных зерен.
Любители кофе перед покупкой учитывают такие важные факторы, как степень обжарки, тип зерен, страну происхождения и пр. И даже когда их мозг был перегружен, реклама с большим количеством лайков не убедила их купить продукт.
Ученые не указывают конкретные социальные сети, которые в большей степени перегружают мозг, но предполагают, что это может быть Instagram* Reels, TikTok, YouTube из-за огромного количества визуального и аудио контента.