Дата публикации: 28 февраля 2023

Время чтения: 4 минуты

Распределение ролей в команде, или Зачем нужна матрица ответственности

Поговорим о матрице ответственности: как этот инструмент помогает упростить управление проектами и что учесть в процессе работы.
В рамках спецпроекта «Горячая линия» нам поступил вопрос от читателя: «Как управлять проектами, всё выполнять в срок, не теряя при этом задачи? Как распределить полномочия, роли в команде и контролировать сотрудников?».

На вопрос ответила Екатерина Здесенкова, CEO и управляющий акционер iConText Group.

Оглавление

Что такое матрица ответственности

Существует достаточно большое количество инструментов управления задачами, распределения ролей в команде и способов контроля результатов. Но есть один, который я настоятельно рекомендую попробовать, он будет уместен практически в любой ситуации.

Причём не важно, какую именно методику управления вы в итоге выберете. Этот инструмент — матрица ответственности.

Матрица ответственности — наглядный инструмент, позволяющий понять, на каком этапе проекта кто и что должен делать, кто и за что отвечает и, главное, какой результат вы хотите получить.
Самое важное — матрица ответственности позволяет легко и просто понять, кто владелец процесса. Ведь давно известно, что «бесхозные» процессы в компании очень быстро сходят на нет.

Как определить владельца и участников процесса

Существует два подхода к определению владельца процесса:

  1. Кто отвечает за большее количество вопросов, тот и владелец;
  2. Кто самый заинтересованный, тот и владелец.

Звучит сложно и непонятно? Сейчас во всём разберёмся. На самом деле всё проще, чем кажется.

Для примера возьмём этап подготовки коммерческого предложения для клиента, а именно — процесс обработки первичной заявки.

Первое, что важно сделать, — определить всех участников процесса. Например, в нашем случае это будут:

  • отдел продаж;
  • отдел клиентского сервиса;
  • производственный департамент;
  • сам клиент (мы же не будем спорить, что клиент точно участник процесса?).

Далее важно определить, какие этапы заявка проходит внутри компании. Не старайтесь писать литературно. Важно описать суть, чтобы это было понятно любому читателю. Например, это могут быть следующие этапы:

  1. Получение заявки в CRM.
  2. Проведение первичного скоринга заявки специалистом отдела продаж.
  3. Поиск потенциальной команды на стороне агентства.
  4. Брифинг клиента.
  5. Принятие решения о работе.

Теперь для каждого этапа следует определить результат. При этом важно понимать, что результатов может быть несколько. Например, мы можем отказаться от обработки заявки из-за отсутствия команды внутри компании или по другим причинам.

Теперь всё готово, чтобы начать рисовать матрицу ответственности.

Как выглядит матрица ответственности

После отрисовки матрицы обратите внимание, чтобы у каждого этапа работы обязательно был ответственный и исполнитель. Иногда один отдел или сотрудник одновременно выполняет несколько функций. Но не может быть ни одного этапа, за который есть смежная ответственность или вообще никто не отвечает. Для удобства проставьте в колонках буквы «О» (ответственный) и «И» (исполнитель), чтобы проверить себя.

У меня получилось вот так:
Ну и не забудьте выбрать того, кто, по вашей версии, будет «Владельцем процесса». Напомню, существуют два основных подхода к этому вопросу:

  1. Кто отвечает за большее количество вопросов, тот и владелец;
  2. Кто самый заинтересованный, тот и владелец.

В данном случае «Владелец процесса» — отдел продаж.

Если у вас остались вопросы, вы хотите поделиться обратной связью или обсудить возможность персональной консультации с Екатериной Здесенковой, напишите на почту blog@icontextgroup.ru.
Больше полезного контента — в нашем Telegram-канале Business Diving. Подписывайтесь!
Хотите задать вопрос экспертам iConText Group?
Переходите на страницу спецпроекта и заполняйте форму заявки
Читайте также

В статье рассказали о главных рекламных трендах текущего года, которые опираются на этот подход, и их принципах и особенностях, а также привели примеры успешных кампаний.

В статье рассказали подробнее о том, что такое ретаргетинг, как он работает, и почему важно обратить особое внимание на эту рекламную механику прямо сейчас.
Совещания — неотъемлемая часть современной корпоративной культуры. В статье — как организовать встречи так, чтобы они были полезными и продуктивными?
Подпишитесь на рассылку
Будьте в курсе новостей от компаний группы
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.